Главная /
Статьи / Златоуст - город оружейников
Златоуст - город оружейников
История русского холодного оружия неразрывно связана с историей становления и развития российской армии и государства. Издревле русским мастерам-оружейникам были хорошо знакомы самые разные типы холодного клинкового оружия. Лучшие образцы эксклюзивного холодного оружия поступали в Оружейную палату московских государей в качестве дипломатических даров, подношений русских и иностранных купцов и трофеев многочисленных войн. Однако, до начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. В основном же холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Но уже в XVIII веке в России потребность в клинковом холодном оружии стала исчисляться сотнями тысяч единиц. Для удовлетворения этих потребностей государства в 1712 году был построен государственный завод в Туле, где еще с 30-х годов предыдущего столетия существовала металлургическая промышленность, дававшая необходимое сырье. Вскоре Тула стала основным центром производства оружия для русской армии и флота. Но XIX век поставил перед оружейниками новые задачи. Опыт наполеоновских войн показал, что для массового вооружения армий необходима специализация производства. Для решения этой задачи Александром I было высочайше указано Сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного оружия и, в том числе, украшенного авторского оружия. Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база, был выбран в качестве центра разработки и производства златоустовского холодного оружия. Низкая себестоимость производимых изделий была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки златоустовского оружия по сети судоходных окрестных рек.
В 1817 году начала работать Златоустовская оружейная фабрика, на которой намечалось полностью сосредоточить производство холодного оружия. На Урал были приглашены немецкие мастера-оружейники из знаменитого города Золинген, славящимся своим искусством изготовления холодного оружия. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия. Немецкие мастера-оружейники, создавая эксклюзивное авторское холодное оружие, обучили златоустовских учеников не только технологическим приемам, но и оригинальным способам украшения холодного оружия. Особенно много эксклюзивного холодного оружия златоустовские мастера-оружейники выпустили на фабрике в 1820-е годы в связи с празднованиями победы в Отечественной войне 1812 года. Однако, после каждого взлета бывают падения. Прошли празднования юбилея Отечественной войны 1812 г. и заказы на элитное оружие снизились. Производство сократилось до 40—50, а иногда до 10—20 штук в год. В 1834 году цех украшенного холодного оружия Златоустовской фабрики был закрыт. В этот тяжелый для златоустовских мастеров-оружейников период горным начальником и директором златоустовской оружейной фабрики был назначен Павел Петрович Аносов (изобретатель булата и дамасской стали). Это был выдающийся инженер, много сделавший для развития и совершенствования стального производства на Урале. В начале 1810-х он построил фабрику, потом был там директором, а позже — управляющим Златоустовским горным округом. П. П. Аносов всячески поддерживал Златоустовских мастеров-оружейников и заботился о совершенствовании их мастерства. Он добивался заказов на изготовление украшенного авторского холодного оружия, расширял ассортимент выпускаемой продукции с целью сохранения производства гравюры. При П. П. Аносове цех украшенного оружия в Златоусте стал выпускать предметы быта и сувениры: столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки и тому подобное. В 1854 году управителем Златоустовской оружейной фабрики становится известный инженер и ученый-металлург Павел Матвеевич Обухов, который продолжил дело П. П.Аносова. П. М. Обухов создал пять сортов литой стали, которая окончательно вытеснила с фабрики дорогостоящую английскую сталь, уступавшую по качеству обуховской. Литая обуховская сталь наряду с литым булатом П. П. Аносова стала широко применяться на Златоустовской оружейной фабрике для изготовления эксклюзивного холодного оружия. Во второй половине XIX века количество заказов на изготовление элитного оружия значительно возрастает. На златоустовскую фабрику стали обращаться военные, промышленники, чиновники, различные организации и частные лица, имевшие возможность заплатить за продукцию. Особенно увеличилось количество заказов на парадное и почетное оружие в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов и во времена строительства Восточно-Сибирской железной дороги в конце XIX века. Большую роль в увеличении заказов на златоустовское холодное оружие сыграли и промышленные выставки, постоянным участником и призером которых являлась Златоустовская оружейная фабрика. Советская власть несколько десятилетий эксплуатировала промысел златоустовских мастеров-оружейников, пытаясь привить в народных массах любовь к официальному революционному искусству. Руководство предприятия пыталось извлечь как можно больше выгоды из гравюры на стали, подчиняясь общественному заказу и эстетическим идеалам нового социалистического общества. Всеобщее прозрение в том, что гравюра на стали в своем подлинном виде почти прекратила существование, наступило во второй половине ХХ столетия. У художников и граверов появилось желание возрождать исчезающее златоустовское искусство. В полной мере это желание, эта потребность осуществилась в годы перестройки. Почти двести лет промысел Златзоустовской гравюры на стали существовал только в стенах оружейной фабрики. В 90 — е годы прошлого столетия появились первые частные художественные авторские мастерские, организованные выходцами с фабрики.Сегодня в Златоусте функционирует несколько предприятий, специализирующихся на создании авторского холодного оружия, каждое из которых стремится найти свою нишу и обрести узнаваемость. Современное авторское холодное оружие – совершенно новая область в искусстве. В двадцатом веке холодное оружие вышло из мира войны, - и оказалось в мире художественной культуры. Оставаясь по всем своим формальным признакам именно холодным оружием, развивается оно уже по законам художественного творчества. Сегодня в современной России авторское холодное оружие вновь входит в широкий гражданский оборот, приобретая всё больше и больше новых ценителей его строгой красоты. Сегодня авторское холодное оружие – это символ. Символ власти. Символ побед и достижений. Символ особого статуса. Свой скромный вклад в развитие школы авторского холодного оружия вносим и мы благодаря своим заказчикам. Именно для Вас мы создаём уникальные произведения оружейного искусства. Историческая реконструкция форм, веса и балансировки, стильное художественное оформление и грамотное размещение символики – основные, но не все преимущества наших клинков.
|